Сравнение
Личный кабинет
Избранное
Корзина

Как разбортировать и забортировать колесо велосипеда своими руками в домашних условиях

Оглавление:

  1. Что такое разбортировка и забортовка: суть процесса
  2. Необходимые инструменты и материалы
  3. Подготовка велосипеда к работе
  4. Как правильно разбортировать колесо
  5. Проверка состояния компонентов перед обратной установкой
  6. Как правильно забортировать колесо
  7. Полезные советы и частые ошибки

Разбортировка колеса велосипеда

Каждому велосипедисту рано или поздно приходится сталкиваться с необходимостью ремонтировать колесо велосипеда. Независимо от того, едете ли вы по городу или отправляетесь в поездку по пересечённой местности, знание того, как разбортировать колесо велосипеда своими руками, может существенно сэкономить время и деньги.

Процесс разбортировки и бортировки позволяет не только устранить прокол или заменить изношенную покрышку, но и провести профилактическую проверку состояния шины, камеры, ниппеля и обода. Важно понимать все этапы, чтобы избежать ошибок, которые могут привести к повторному ремонту.

В этой статье вы узнаете, как в домашних условиях безопасно и правильно разбортироваться и забортироваться, какие инструменты потребуются, какие действия нужно выполнить пошагово, и что учесть при проверке перед установкой новой шины.

Что такое разбортировка и забортовка: суть процесса

Разбортировка — это процесс снятия покрышки с обода колеса. Он включает в себя сброс давления воздуха, отделение борта шины от внутренней стенки обода и извлечение камеры (если она присутствует). Это необходимый этап при замене изношенной или поврежденной покрышки, а также при ремонте прокола.

Бортировка — это обратная операция, при которой шина надевается обратно на обод. Если вы используете бескамерную систему, важно не повредить борт шины и правильно распределить герметик. При использовании камер необходимо также проверить и правильно установить саму камеру.

Эти действия могут показаться сложными, но при соблюдении инструкции процесс становится простым и понятным. При этом важно учитывать, что неаккуратные действия могут повредить не только покрышку, но и сам обод колеса.

Необходимые инструменты и материалы

Чтобы разбортировать колесо велосипеда в домашних условиях, необходимо подготовить следующие инструменты:

  • Монтировки для покрышек (лучше пластиковые — они не повреждают обод)
  • Насос с манометром
  • Набор для ремонта камеры или бескамерной шины
  • Тряпка и средство для очистки
  • Перчатки (по желанию)

Также могут понадобиться герметик (если используется бескамерная система), буксатор для мотопокрышек и мультитул с шестигранниками для снятия колеса. Эти средства помогут ускорить и упростить процесс.

Важно заранее убедиться, что все материалы находятся под рукой, чтобы избежать незапланированных пауз в процессе ремонта. Знать, как и что использовать, — это половина успеха в домашнем ремонте велосипеда.

Подготовка велосипеда к работе

Перед тем как начать разбортировать колесо велосипеда своими руками, важно грамотно подготовить сам велосипед. Выберите ровную и чистую рабочую поверхность, лучше всего — с хорошим освещением. Желательно установить велосипед на специальную стойку или перевернуть его вверх колёсами, чтобы обеспечить устойчивость и удобный доступ к колёсам.

Если вы работаете с задним колесом, переключите передачу на самую маленькую звёздочку — это облегчит снятие и последующую установку колеса. Также убедитесь, что рядом находятся все инструменты и вы не будете отвлекаться во время работы.

Обязательно проверьте, чистое ли колесо и обод. Грязь может затруднить снятие шины и привести к попаданию посторонних частиц в камеру или герметик. Перед тем как начать бортироваться, снимите все возможные загрязнения с покрышки и обода, используя тряпку и воду или специальное чистящее средство.

Как правильно разбортировать колесо

Сброс давления и демонтаж

Первый и важнейший шаг — это полное стравливание воздуха. Чтобы разбортировка прошла безопасно, нажмите на ниппель и полностью выпустите воздух из камеры. Если используется бескамерная шина, выкрутите сердечник ниппеля с помощью специального инструмента или плоскогубцев, чтобы полностью удалить давление.

Далее, снимите колесо с велосипеда. В случае с эксцентриковым креплением достаточно ослабить рычаг и вынуть колесо. Если на оси гайки, — потребуется гаечный ключ соответствующего размера. Снятие колеса делает процесс разбортировки более контролируемым и безопасным.

Отделение покрышки от обода

Сбросив давление, начните аккуратно отделять один из бортов шины от обода. Лучше всего начинать разбортоваться напротив ниппеля. Используйте пластиковые монтажки, вставляя одну под край покрышки и подтягивая его наружу. Зафиксируйте монтажку, затем вставьте вторую на расстоянии 10–15 см и двигайтесь по окружности, освобождая борт шины.

Важно не повредить внутреннюю часть обода, особенно если он выполнен из карбона или лёгкого алюминия. Не используйте отвёртки или металлические предметы — они легко оставляют царапины и могут повредить даже саму шину.

Удаление камеры или герметика

После того как один борт покрышки полностью снят, извлеките камеру. Если используется герметик (в бескамерной системе), аккуратно вылейте его остатки в ёмкость или тряпку. При этом можно сразу проверить, нет ли следов серьёзных проколов, которые требуют замены шины.

Камеру желательно осмотреть на наличие проколов или трещин. Если повреждения незначительные, вы можете использовать ремкомплект. Если же камера сильно изношена, её стоит заменить. После удаления всех компонентов колесо считается разбортированным.

Колеса велосипеда

Проверка состояния компонентов перед обратной установкой

После того как колесо разбортировано, крайне важно провести осмотр всех его элементов. Проверьте обод на наличие трещин, вмятин или деформаций. Даже незначительные повреждения могут повлиять на герметичность, особенно если вы используете бескамерную систему. Осмотрите ленту, закрывающую спицы — она должна быть целой, плотно прилегающей и без смещений.

Далее — визуальный осмотр самой покрышки. Проверьте боковые стенки и поверхность на предмет порезов, вздутий, трещин или проколов. Если шина сильно изношена или имеет деформации, её лучше заменить. Внимательно осмотрите посадочные борта — они должны быть гладкими и эластичными. Повреждённые борта не обеспечат качественной бортировки и могут привести к срыву шины во время езды.

Камера также должна быть проверена. Если камера не держит воздух или имеет следы латок в большом количестве, её следует заменить. Для бескамерной системы также важно убедиться, что обод и покрышка чистые и сухие, а герметик не утратил своих свойств.

Как правильно забортировать колесо

Установка камеры (если есть)

Если вы используете камеру, слегка накачайте её, чтобы она приобрела форму. Это предотвратит её перекручивание или защемление во время забортировки. Вставьте ниппель в отверстие на ободе и равномерно уложите камеру внутрь шины. Убедитесь, что она не перекручена и не выходит наружу, особенно в районе бортов.

Для бескамерных систем сначала нанесите небольшое количество мыльного раствора или монтажной пасты на борт шины. Это облегчит посадку и улучшит герметичность. Если используется герметик, залейте его до полной установки шины или через съёмный сердечник ниппеля после установки.

Посадка покрышки на обод

Теперь можно начинать бортироваться. Сначала установите один борт шины полностью. Затем аккуратно заправляйте второй борт, начиная напротив ниппеля и двигаясь к нему. Это обеспечит правильную фиксацию шины и равномерное распределение давления. При необходимости используйте пластиковые монтажки, но избегайте чрезмерного усилия, чтобы не повредить камеру или борт шины.

Следите за тем, чтобы камера не попала между покрышкой и ободом. Это частая ошибка, которая приводит к внезапным разрывам камеры при накачке. На финишном этапе убедитесь, что оба борта зафиксированы по всей окружности.

Проверка установки и накачка

Перед тем как забортировать колесо окончательно, прокрутите его и проверьте, ровно ли установлена покрышка. На большинстве шин есть контрольная полоска — она должна находиться на одинаковом расстоянии от обода по всей окружности. Только после этого начинайте накачивать.

Накачивайте колесо постепенно, проверяя, чтобы покрышка "встала" на место равномерно. При использовании бескамерных шин может понадобиться компрессор для быстрого нагнетания давления и посадки борта. После накачки проверьте отсутствие биения, правильность посадки, герметичность и общее состояние шины.

Полезные советы и частые ошибки

Процесс разбортировки и бортировки колеса кажется простым только на первый взгляд. Ниже приведены советы, которые помогут избежать проблем и сделают работу быстрее и безопаснее даже в домашних условиях.

  • Не торопитесь. Особенно при первой попытке. Бортируем колесо аккуратно, поэтапно, контролируя каждый шаг.
  • Используйте мыльный раствор. Он помогает легко надеть покрышку на обод и предотвратить повреждения борта.
  • Никогда не используйте отвёртки или острые предметы — они легко повреждают покрышку, камеру и обод.
  • Следите за положением камеры. Часто именно перекрученная камера или её попадание под борт приводит к проколам при накачке.
  • Перед установкой убедитесь, что в покрышке и ободе нет посторонних предметов, грязи или остатков герметика.

К числу частых ошибок можно отнести попытку забортоваться без полного сброса давления или установку шины «на сухую» без смазки. Также нередки случаи, когда покрышка садится неравномерно — это может привести к биению и неравномерному износу.

Некоторые велосипедисты не проверяют состояние ленты на ободе или игнорируют мелкие повреждения камеры — всё это может привести к повторному ремонту в самый неподходящий момент. Помните, правильный подход к бортировке и разбортировке — залог безопасности на дороге.

Теперь вы знаете, как разбортировать и забортировать колесо велосипеда своими руками в домашних условиях. При наличии базовых инструментов, внимательности и знания ключевых этапов, этот процесс вполне под силу каждому велосипедисту — будь то городской, туристический или горный велосипед.

Регулярная проверка состояния колёс, покрышек, ниппелей и камер позволяет не только снизить риск проколов, но и продлить срок службы компонентов. Разбортироваться и забортироваться можно не только легко, но и безопасно, если соблюдать технику и не допускать ошибок.

Не забывайте, что каждое колесо — важнейшая часть велосипеда. От правильности его сборки зависит ваша безопасность, управляемость транспорта и комфорт при езде. Уделите немного внимания своему байку — и он ответит вам надёжной службой в любых условиях.

Для обслуживания колес велосипеда вы можете обратиться в нашу веломастерскую.

Веломастерская MAG-RUSSIA
Получите бесплатную консультацию и диагностику уже сегодня!
Ремонт, настройка, тюнинг, обслуживание и сборка велосипедов — быстро и качественно.

У нас вы можете купить велосипедные колёса и комплектующие для их установки.

В наличии колёса различных размеров:

А также колёса и запчасти от ведущих производителей:

Если у вас остались вопросы, позвоните нам по телефонам 8 800 700-09-64, +7 (495) 685-25-00, +7 (495) 685-26-00, и наш менеджер проконсультирует вас совершенно бесплатно!

Другие статьи

12/05/2025

Полный гид: как выбрать каретку по типу рамы и шатуна, какие бывают стандарты, на что смотреть при установке, и какие модели от Shimano, Hope, SRAM и других брендов заслуживают внимания. Подробные советы, примеры и ссылки на товары — всё в одной статье.

11/04/2025

Быстросъёмный замок цепи — простое, но крайне полезное решение для велосипедистов, которое позволяет быстро снимать, соединять и обслуживать цепь без лишних усилий. Но даже у такого удобного элемента есть нюансы: важно выбрать замок, совместимый с вашей цепью, правильно его поставить, надеть и закрыть. В этой статье вы узнаете, как выглядит велосипедный замок, как он работает, в чём разница между типами, как установить и проверить его фиксацию, а также — какие ошибки чаще всего допускаются при его установке.

19/05/2025

Смазка — ключ к надёжной работе горного велосипеда. Узнайте, чем смазывать цепь, каретку, педали и втулки, как выбрать подходящий состав под погодные условия, избежать распространённых ошибок и продлить срок службы деталей.

07/04/2025

Замена велосипедной покрышки — одна из базовых процедур, с которой сталкивается каждый велолюбитель. Независимо от того, пробили ли вы камеру, износился протектор или просто решили поставить новую резину, важно правильно выполнить все этапы: от снятия колеса и покрышки до обратной установки и накачки. В этой статье вы найдёте подробную пошаговую инструкцию, как правильно снимать и надевать покрышку на велосипед, узнаете, какие инструменты понадобятся, как не повредить обод и камеру, и на что обращать внимание при замене переднего и заднего колеса. Подходит как для новичков, так и для тех, кто хочет сделать всё аккуратно и без ошибок.